Интернет-банкинг

Представляем Вашему вниманию информацию об удобном сервисе, который предлагается банками для своих клиентов и позволяет удаленно их обслуживать. Это интернет-банкинг, когда клиент получает доступ к своему счету в банке через Интернет и может осуществлять ряд платежей, не приходя в банк.
Интернет-банкинг — это предоставление банковских услуг через Интернет с возможностью круглосуточного доступа в любой день недели из любого места, где есть доступ к Интернету. Все большее количество банков начинают внедрять системы, которые позволяют им взаимодействовать с клиентами через Интернет.

В бытовом понимании интернет-банкинг — это проведение банковских операций без визита клиента в банк. Современные формы дистанционного банковского обслуживания стали развиваться сравнительно недавно, с распространением информационно-коммуникационных, в том числе мобильных технологий.

Понятие «интернет-банк» относится к системам, которые обеспечивают предоставление доступа банковских клиентов к счетам и общей информации о банковских продуктах и услугах с помощью персонального компьютера или другого устройства с процессором. Продукты и услуги «интернет-банка» могут включать оптовые продукты для корпоративных клиентов, а также розничные продукты для индивидуальных потребителей. В конечном счете, продукты и услуги, получаемые через «интернет-банк», могут дублировать продукты и услуги, предоставляемые по другим каналам доставки банка.

Если говорить об операциях с картами, то с помощью интернет-банкинга можно получить информацию об условиях использования карт, выписки по проведенным операциям и остатку на счете, осуществлять перевод денег на другие счета и в другие банки, проводить оплату различных коммунальных услуг и т.д.

Интернет-банкинг удобен при операциях с кредитами, чтобы посмотреть задолженность по кредиту; сроки и сумму погашения основного долга и процентов; сумму начисленных по кредиту процентов, информацию о процентной ставке и ее размере; историю совершенных платежей по кредиту за указанный период.

Кроме того, интернет-банкинг позволяет осуществлять операции с вкладами и счетами, к примеру: просмотр информации по вкладам и остаткам по счетам, размере по счетам и вкладам процентной ставки, даты открытия и окончания действия договора и т.д.

Интернет-банкинг имеет ряд заметных преимуществ, но самое основное — это экономия времени, а затем круглосуточный контроль счета: любые онлайн-платежи проходят без задержки и практически мгновенно.

Можно выделить три наиболее важные характеристики систем интернет-банкинга, необходимые для клиентов:
1. функциональные возможности (доступные клиентам операции);
2. удобство пользования системой (пользовательский интерфейс);
3. обеспечение безопасности хранения и передачи финансовой информации.

Чем шире функциональные возможности системы интернет-банкинга, т.е. чем больше услуг доступно клиентам банка через Интернет, тем более полноценной и востребованной будет такая система. Удобство той или иной системы интернет-банкинга зависит от того, насколько дружественный пользовательский интерфейс имеет клиентская часть системы; насколько понятны и просты установка и настройка программного обеспечения; насколько удобны и просты обычные приемы выполнения операций в системе для получения различных банковских услуг, особенно для пользователей-новичков.

Нет необходимости обладать какими-либо особенными знаниями или навыками, чтобы управлять своими счетами через Интернет.

На сегодняшний день данную услугу предоставляют 15 коммерческих банков из 24 действующих на территории Кыргызской Республики. Тарифы варьируются от 0 до 500 сом. Если это юридическое лицо, то обычно устанавливается специальная программа для пользования интернет-банкингом и оплата производится ежемесячная. В случае, если клиент — физическое лицо, то обычно это доступ к банковскому счету, к которому привязана карта, и интернет-банкинг в таком случае предоставляется бесплатно, то есть как дополнительный сервис к платежной карте.

Использование интернет-банкинга требует особого подхода при решении вопросов информационной безопасности. Он включает как технические и организационные решения, внедряемые банком, так и действия и меры предосторожности, предпринимаемые самим клиентом.

Например, при подключении на данную услугу выдается логин (user name), пароль (password) или ПИН-код (PIN-code). Необходимо сразу же при первом входе в интернет-банкинг поменять и логин и пароль.

Лучше, если пароль будет содержать не только цифры, но и буквы и/или спецсимволы, такие как * (звездочка), # (решетка), @ (собачка). Самое главное никому не говорите свой логин, пароль или ПИН-код, не оставляйте запись со своими персональными данными для входа в интернет-банкинг в доступных для других лиц местах. Рекомендуется не записывать эти данные, а запоминать.

Не заходите на Вашу персональную страницу интернет-банкинга в сомнительных местах, например, в интернет-кафе, во избежание утечки Ваших данных. Периодически меняйте Ваш пароль (не реже одного раза в три месяца). Незамедлительно информируйте банк, если Вы заподозрили, что кто-то узнал ваши идентификационные данные для входа в систему интернет-банкинг. Незамедлительно информируйте банк в случае, если вы обнаружили подозрительные транзакции.

Также в целях обеспечения безопасности сессия интернет-банкинга ограничена определенным периодом времени, т.е. после входа на любую вкладку Вашей страницы интернет-банкинга, окно будет активным только в течение этого времени. Затем программа интернет-банкинга снова запросит ввести ваш пароль.

Активный рост числа пользователей интернет-банкинга в нашей стране вселяет уверенность в дальнейшем распространении услуги. При этом для увеличения числа пользователей интернет-банкинга необходимо создать достойную инфраструктуру:

  • удобную систему оплаты услуг (в том числе ЖКХ, услуг связи в регионах),
  • наладить систему доставки товаров из интернет-магазинов,
  • обеспечить распространение самих сетевых услуг и повышения компьютерной и финансовой грамотности населения.

На текущий момент большинство потребителей услуг интернет-банкинга — это бухгалтеры предприятий, которые ведут расчеты, получают выписки, отправляют платежные поручения через Интернет.

Перспектива использования интернет-банкинга связана с развитием розничного обслуживания. По мере расширения использования Интернета и увеличения финансовой активности населения, интернет-обслуживание перейдет в категорию стандартной и распространенной услуги.

В целом необходимо отметить, что потенциал развития интернет-банкинга в Кыргызстане значительный. Этому способствует и все больший охват регионов страны высокоскоростным доступом к Интернет (который толкает пользователей к более активному использованию сети, в том числе и различных предоставляемых ею услуг), и развитием интернет-торговли и электронной коммерции.

Да и банки в последнее время активно привлекают своих клиентов к использованию систем интернет-банкинга, в том числе и льготными тарифами, удобством и простотой доступа и интерфейса.

Новые возможности интернет-банкинга делают его одним из наиболее динамично развивающихся и популярных банковских сервисов в мире, а также и у нас в Кыргызстане.

Банки скоро просто не смогут обходиться без предоставления интернет-услуг, иначе они будут терять клиентов. В наше время большое значение имеет удобство, мобильность и оперативность оказания банковских услуг, что вполне реально, если управление счетами будет проходить в режиме он-лайн из любого места и в любое время суток. Поэтому уже сейчас каждый может попробовать и оценить возможности и удобство интернет-банкинга.