Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 7 мая 2008 года N 78

О защите банковских вкладов (депозитов)

(В редакции Законов КР от 29 апреля 2009 года N 139, 3 марта 2010 года N 42, 4 июля 2013 года N 113)

Настоящий Закон является частью банковского законодательства Кыргызской Республики и направлен на создание правовых норм деятельности системы обязательной защиты вкладов (депозитов) физических лиц в банках Кыргызской Республики. Система защиты депозитов направлена на защиту вкладчиков банков при наступлении гарантийного случая путем предоставления компенсаций в сумме и способами, предусмотренными в настоящем Законе, а также на содействие стабильности финансовой системы в целом. В настоящем Законе определяются правовые основы формирования, администрирования и финансирования системы защиты депозитов, создания и осуществления деятельности независимого Агентства по защите депозитов Кыргызской Республики.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

  1. Настоящий Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы обязательной защиты вкладов (депозитов) (далее — депозитов) физических лиц в банках Кыргызской Республики (далее — система защиты депозитов), формированию и использованию Фонда защиты депозитов, выплате компенсаций по вкладам при наступлении гарантийных случаев, а также отношения между Агентством по защите депозитов, коммерческими банками, Национальным банком, органами государственной власти и иные отношения, возникающие в данной сфере.
  2. Настоящий Закон не распространяется на иные способы защиты депозитов физических лиц для обеспечения их возврата.
  3. Действие настоящего Закона распространяется на банки. Положения настоящего Закона не распространяются на иные финансово-кредитные учреждения, осуществляющие прием депозитов в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
  4. Отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы защиты депозитов, регулируются настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

Банк — банк-резидент Кыргызской Республики, а также филиал иностранного банка, создаваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и подлежащие лицензированию (имеющие лицензию) Национальным банком на право проведения банковских операций.

Банк-участник — банк, участвующий в системе защиты депозитов.

Банк-агент — банк, используемый Агентством по защите депозитов для выплат компенсаций вкладчикам в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Компенсации по депозиту — денежная сумма, подлежащая выплате вкладчику в соответствии с настоящим Законом при наступлении гарантийного случая.

Депозит (вклад) — это сумма денег, получаемая банком, имеющим соответствующую лицензию Национального банка, от вкладчика, на условиях возвратности (независимо от того, предполагают эти условия полную или частичную возвратность или возвратность большей суммы).

Депозитная база — сумма денежных средств, размещенных в банке на депозитных счетах юридических и физических лиц в виде депозитов.

Вкладчик — физическое лицо, которое внесло депозит в банк.

Взносы — денежные средства, направляемые для формирования Фонда защиты депозитов в порядке и форме, определенных настоящим Законом, в виде вступительных, первоначальных, календарных и чрезвычайных взносов.

Защита депозитов (система защиты депозитов) — круг правоотношений, регулируемых настоящим Законом.

Вступительный взнос — денежные средства, направляемые вновь созданными банками, для вступления в систему защиты депозитов в соответствии с настоящим Законом.

Первоначальный взнос — денежные средства, направляемые действующими банками после вступления настоящего Закона в силу, для формирования Фонда защиты депозитов в сумме, форме и сроки, определенные настоящим Законом.

Календарные взносы — денежные средства, ежеквартально направляемые банками-участниками в Фонд защиты депозитов в соответствии с настоящим Законом.

Чрезвычайный взнос — денежные средства, направляемые банками-участниками в Фонд защиты депозитов, дополнительно к календарным взносам, в случае недостаточности средств для покрытия обязательств, в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Вновь созданный банк — банк, созданный в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики после вступления в силу настоящего Закона в соответствии с частью 1 статьи 43 настоящего Закона.

Действующий банк — банк, имеющий лицензию Национального банка на осуществление банковских операций на дату вступления в силу настоящего Закона (далее — банк).

Гарантированный депозит — денежные средства, размещенные на депозитном счете вкладчика в банке-участнике и подлежащие компенсации при наступлении гарантийного случая в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Реестр банков — перечень банков-участников системы защиты депозитов.

Гарантийный случай — обстоятельства, при которых депозит, подлежащий компенсации в соответствии с договором банковского вклада, не был выплачен банком-участником вследствие вступившего в силу окончательного решения суда о принудительной ликвидации или банкротстве банка, а также в случае, если процедура добровольной ликвидации, начатая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, перешла в процедуру принудительной ликвидации по основаниям, предусмотренным Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» в соответствии с вступившим в силу окончательным решением суда.

Инсайдеры, аффилированные лица, общие интересы — согласно определениям, установленным в Законе Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и нормативных правовых актах Национального банка.

Национальный банк Кыргызской Республики — Национальный (Центральный) банк Кыргызской Республики (далее — Национальный банк).

Фонд защиты депозитов — фонд, создаваемый за счет взносов, указанных в настоящем Законе, и управляемый Агентством по защите депозитов на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.

Близкие родственники — родственники согласно первой и второй очереди наследников по закону в соответствии с гражданским законодательством.

Просроченные кредиты и гарантии — кредиты или гарантии и приравненные к ним обязательства в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, исполнение которых просрочено на 5 и более дней.

Статья 3. Создание, основная задача и деятельность Агентства по защите депозитов

  1. Агентство по защите депозитов (далее — Агентство) — юридическое лицо с самостоятельной организационно-правовой формой — Агентство по защите депозитов, создаваемое Правительством в соответствии с настоящим Законом. Агентство является независимой некоммерческой организацией, не преследующей цели извлечения прибыли, наделенной полномочиями, правами и обязанностями, установленными в настоящем Законе. Независимость Агентства, для целей настоящего Закона, означает независимость при принятии решений и формировании бюджета Агентства.

См.:

распоряжение Президента КР от 3 июля 2008 года РП N 149 (О создании Агентства по защите депозитов Кыргызской Республики);

постановление Правительства КР от 21 сентября 2011 года N 567 «Об утверждении Положения об Агентстве по защите депозитов Кыргызской Республики»

  1. Правовое положение Агентства определяется настоящим Законом.
  2. Основной задачей Агентства является обеспечение деятельности системы защиты депозитов в Кыргызской Республике. Для выполнения данной задачи Агентство управляет активами Фонда защиты депозитов, выплачивает вкладчикам суммы депозитов и процентов по ним при наступлении гарантийного случая в соответствии с настоящим Законом.
  3. Агентство имеет право создавать представительства и назначать своих представителей в регионах Кыргызской Республики.
  4. Кыргызская Республика не несет ответственности по обязательствам Агентства, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе.
  5. Национальный банк не несет ответственности по обязательствам Агентства.
  6. Агентство не несет ответственности по обязательствам Кыргызской Республики и Национального банка.
  7. Государственные органы и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства.

Глава 2
Сфера охвата системой защиты депозитов

Статья 4. Депозиты, подлежащие защите в соответствии с настоящим Законом

  1. При наступлении гарантийного случая в соответствии с настоящим Законом каждому вкладчику выплачивается компенсация не более 100 тысяч сомов в совокупности, включая проценты по депозитам.
  2. Сумма, подлежащая выплате вкладчику в соответствии с частью 1 настоящей статьи, уменьшается на сумму просроченных кредитов, выданных вкладчику, и просроченных гарантий, представленных банком по просьбе вкладчика.
  3. Проценты, начисленные на депозиты, но не выплаченные и не капитализированные, рассчитываются на дату наступления гарантийного случая. Начисление таких процентов осуществляется по ставке, указанной в договоре банковского вклада, но не может быть выше учетной ставки Национального банка на дату наступления гарантийного случая.
  4. При определении суммы, подлежащей компенсации любому вкладчику в соответствии с настоящим Законом, Агентство определяет общую сумму имеющихся в данном банке депозитов вкладчика.
  5. В случае наступления гарантийного случая в отношении нескольких банков-участников, в которых вкладчик имеет депозит, он имеет право получить компенсацию в каждом банке отдельно. В случае реорганизации банков в форме слияния или присоединения депозиты считаются гарантированными отдельно по каждому реорганизуемому банку в течение 6 месяцев с даты его реорганизации.
  6. Суммы депозитов, принятых в иностранной валюте, выплачиваются вкладчику в национальной валюте по учетному курсу, установленному Национальным банком на день наступления гарантийного случая. В случае отсутствия котировок (учетного курса) Национального банка по какой-либо валюте средний курс по данной валюте определяется через кросс-курс на дату возникновения гарантийного случая.
  7. В случае если на основании договора депозит внесен на имя нескольких физических лиц (совместный депозит), каждое из этих лиц является вкладчиком в той доле, в которой это изложено в соглашении (договоре) на открытие счета, а в случае отсутствия договорных условий или соответствующих правил в законодательстве Кыргызской Республики — в равных долях.
  8. В случае перехода добровольной ликвидации (самоликвидации) в принудительную ликвидацию по любому основанию компенсация не производится, если сумма, выплаченная в процессе добровольной ликвидации, превышает сумму, установленную в части 1 настоящей статьи.
  9. Обязательства ликвидируемого банка перед вкладчиком уменьшаются на сумму выплат, осуществленных Агентством в соответствии с настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 5. Депозиты, не подлежащие защите

Следующие депозиты (вклады) физических лиц не подлежат компенсации в соответствии с требованиями настоящего Закона:

1) депозиты инсайдеров и аффилированных лиц банка и депозиты их близких родственников, размещенные в банке на льготных условиях;

2) депозиты лиц, которые на протяжении последних 3 лет являлись иностранными консультантами или внешними аудиторами банка;

3) депозиты лиц, размещенные по поручению (доверенности) юридического лица;

4) депозиты, в отношении которых имеется решение судебных или следственных органов в связи с финансированием терроризма или «отмыванием» доходов, полученных преступным путем;

5) денежные средства физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещенные на банковских счетах, открытых в связи с указанной деятельностью;

6) депозиты в филиалах банка-резидента за пределами Кыргызской Республики.

Глава 3
Компенсация депозитов

Статья 6. Взаимодействие Агентства и банка при наступлении гарантийного случая

  1. В течение 15 календарных дней после наступления гарантийного случая специальный администратор обязан предоставить в Агентство информацию о депозитах физических лиц, на которые распространяется настоящий Закон, по форме, устанавливаемой Агентством по согласованию с Национальным банком.

Специальный администратор несет установленную законодательством ответственность за несвоевременное предоставление в Агентство информации о депозитах.

  1. Агентство обязано не реже 2 раз в месяц извещать в письменной форме специального администратора ликвидируемого банка о выплаченных компенсационных суммах. Форма извещения устанавливается Агентством по согласованию с Национальным банком.
  2. Филиал иностранного банка в течение одного рабочего дня обязан известить Национальный банк и Агентство о наступлении гарантийного случая (или подобного случая, как это определено законодательством иностранного государства), инициированного судом или уполномоченным органом страны регистрации иностранного банка по отношению к этому банку или любому его иностранному филиалу, в соответствии с законодательством страны регистрации иностранного банка.

Статья 7. Процедура осуществления компенсационных выплат

  1. Агентство выплачивает компенсацию вкладчикам в соответствии с настоящим Законом, используя любой из следующих вариантов:

1) перевод сумм выплат компенсаций в банк(и)-агент(ы);

2) другие приемлемые способы путем использования наличной либо безналичной форм расчетов для эффективной компенсации вкладов в соответствии с целями настоящего Закона.

  1. Выплата компенсаций должна начаться в период не позднее 60 календарных дней после наступления гарантийного случая.

В случае наличия обстоятельств, препятствующих своевременной выплате компенсаций, и при одобрении Совета директоров Агентства выплата компенсаций может быть продлена до 60 календарных дней.

  1. В случае возникновения судебного разбирательства, связанного с гарантийным случаем, компенсация не может выплачиваться до тех пор, пока не будут использованы все юридические возможности и не будет вынесено окончательное решение суда, не подлежащее дальнейшему обжалованию. Начало исчисления 60 дней начинается после вынесения указанного окончательного решения суда, не подлежащего дальнейшему обжалованию.
  2. Компенсационные выплаты по депозиту(ам) приостанавливаются Агентством в отношении собственника которого(ых) возбуждено уголовное дело по факту «отмывания» доходов, полученных преступным путем и/или в связи с финансированием терроризма, до прекращения уголовного дела или вынесения судом окончательного решения.
  3. Не позднее 30 дней с даты наступления гарантийного случая Агентство обязано опубликовать в печатном органе на государственном и официальном языках по месту юридического адреса и расположения банка-агента дату, время, форму и порядок осуществления компенсационных выплат. Данная информация также должна быть опубликована на государственном и официальном языках в республиканской газете и размещена при входе в центральный (головной) офис банка-агента и банка-банкрота, включая их филиалы, сберегательные кассы и банкоматы.
  4. Для осуществления компенсационных выплат вкладчикам в соответствии с частью 1 настоящей статьи Агентство выбирает один или несколько банков-агентов, которые должны отвечать следующим требованиям:

1) банк должен быть банком-участником системы защиты депозитов;

2) должен иметь адекватность капитала и уровень собственного капитала, отвечающие требованиям Национального банка;

3) в течение последних 6 месяцев до даты наступления гарантийного случая к нему не применялись Национальным банком предупредительные меры и санкции, предусмотренные пунктами 3-7 части 2 статьи 32 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и пунктами 3-7 части 2 статьи 45-1 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»;

4) иметь филиальную сеть, сопоставимую с географической структурой депозитов, для проведения компенсационных выплат.

  1. На средства, перечисленные Агентством в банк-агент, начисление процентов и их выплата не производятся. Вкладчик вправе заключить договор банковского вклада с банком-агентом на условиях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
  2. Национальный банк вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные требования отбора банка-агента.
  3. Банк-агент обязан еженедельно предоставлять Агентству отчеты о выплаченных компенсационных суммах по форме, установленной Правительством и согласованной с Национальным банком.
  4. Порядок отбора банка-агента и выставления требований в соответствии с частями 5, 6 и 8 настоящей статьи утверждается Правительством и осуществляется Советом директоров Агентства. Выплата компенсаций вкладчикам осуществляется в соответствии с условиями договора между Агентством и банком-агентом, предварительно согласованными с Национальным банком.
  5. Банк-агент обязан выдать вкладчику выписку о причитающейся ему компенсации в момент осуществления компенсационной выплаты. Форма выписки устанавливается Правительством.
  6. По истечении одного года после даты начала компенсационных выплат банк-агент обязан в течение 3 рабочих дней вернуть Агентству невостребованные и невыплаченные средства вкладчиков. Такие средства размещаются на отдельном счете Агентства в Национальном банке.
  7. Дальнейшая выплата невостребованных и невыплаченных компенсационных средств и предоставление информации о них осуществляются Агентством в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи.
  8. Агентство не начисляет проценты на депозиты, в отношении которых наступил гарантийный случай.
  9. В случае несвоевременного начала осуществления компенсационных выплат, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, Агентство выплачивает вкладчику пени в размере от годовой учетной ставки, установленной Национальным банком, за каждый день просрочки от суммы, подлежащей оплате.
  10. При возникновении спора о размере (суммах) компенсационных выплат Агентство рассматривает обращение вкладчика в срок не позднее 30 дней. В случае неразрешения данного спора вкладчик вправе оспорить решение Агентства в судебном порядке. При этом банк-агент информирует вкладчика о порядке обращения в Агентство с предоставлением необходимых документов.

Статья 8. Переход права требования

  1. Агентство выступает как кредитор по отношению к банку, в отношении которого начата процедура принудительной ликвидации или банкротства, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков».
  2. На дату наступления гарантийного случая к Агентству автоматически переходит право требования вкладчика к банку в пределах гарантийной суммы, в отношении которого наступил гарантийный случай, независимо от времени платежа и суммы, фактически выплаченной Агентством вкладчику, за исключением случаев, если вкладчик выразит свое несогласие по переходу его права требования к Агентству. В случае если вкладчик выразил несогласие по переходу к Агентству его права требования к банку в пределах гарантийной суммы, то он лишается права на выплату компенсаций в соответствии с настоящим Законом.
  3. В процессе распределения активов банка требования по компенсационным выплатам, перешедшие к Агентству, становятся требованиями кредиторов третьей очереди в соответствии с очередностью выплат, установленной Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков».
  4. Вкладчик не теряет права на удовлетворение своих требований к банку свыше сумм, подлежащих компенсации по настоящему Закону, установленных в договоре банковского вклада. Эти требования удовлетворяются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» с учетом части 3 настоящей статьи.

Глава 4
Функции и полномочия агентства по защите депозитов

Статья 9. Функции Агентства по защите депозитов

Агентство по защите депозитов осуществляет следующие функции:

1) ведет реестр банков-участников;

2) осуществляет учет требований вкладчиков, сумм, подлежащих выплате, и сумм выплаченных компенсаций по депозитам;

3) выплачивает вкладчикам, подпадающим под действие настоящего Закона, сумму, определенную настоящим Законом;

4) рассчитывает размер взносов и собирает взносы в Фонд защиты депозитов;

5) проводит необходимые действия, направленные на обеспечение своевременной и полной оплаты взносов;

6) устанавливает и налагает штрафы и пени за несвоевременную оплату взносов;

7) управляет активами Фонда защиты депозитов в порядке и пределах, установленных настоящим Законом;

8) осуществляет другие функции, полномочия и права, необходимые для обеспечения эффективной деятельности системы обязательной защиты депозитов, предусмотренные положением о его деятельности, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Статья 10. Полномочия Агентства по защите депозитов

  1. Агентство разрабатывает нормативные акты, необходимые для выполнения положений настоящего Закона, которые утверждаются Правительством.
  2. Агентство вправе заключать договора и контракты, необходимые для осуществления его деятельности.
  3. При необходимости Агентство привлекает государственные органы и независимых экспертов для выполнения задач, установленных настоящим Законом.
  4. Агентство вправе:

1) обращаться в Национальный банк с предложением о применении к банкам соответствующих мер ответственности, предусмотренных законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»;

2) обращаться в Национальный банк за информацией, необходимой для выполнения задач, определенных настоящим Законом;

3) требовать от банков размещения информации о системе защиты депозитов и участии банка в системе защиты депозитов на территории предоставления банком услуг вкладчикам в форме и порядке, определенных настоящим Законом;

4) участвовать в собраниях и комитетах кредиторов в банках, в отношении которых начата процедура принудительной ликвидации и банкротства в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков».

  1. Агентство не вправе заниматься деятельностью, выходящей за пределы его задач, функций и полномочий, указанных в статьях 3, 9 и 10 настоящего Закона, создавать или быть участником юридических лиц, а также приобретать недвижимое и движимое имущество, за исключением имущества, связанного с обеспечением деятельности Агентства.

Статья 11. Запрет на кредитование и оказание финансовой и нефинансовой помощи

Агентство не вправе осуществлять кредитование, предоставлять в любой форме финансовую и нефинансовую помощь Правительству, другим государственным органам, юридическим и общественным организациям, а также физическим лицам.

Глава 5
Управление агентством по защите депозитов

Статья 12. Органы управления Агентством

Органами управления Агентства являются Совет директоров и исполнительный директор Агентства.

Статья 13. Совет директоров Агентства

  1. Совет директоров Агентства (далее — Совет директоров) является высшим органом управления Агентства, состоящим из 7 членов:

1) 3 представителей Правительства, в том числе одного представителя Министерства экономического развития и торговли и 2 — Министерства финансов (не ниже уровня члена коллегии), назначаемых Премьер-министром;

См.:

распоряжение Премьер-министра КР от 18 июля 2008 года N 277 (О назначении членов совета директоров Агентства по защите депозитов представителей Правительства КР)

2) 3 представителей Национального банка (не ниже уровня члена Правления Национального банка), назначаемых Правлением Национального банка;

3) независимого эксперта в области банковского дела, назначаемого совместным решением Правительства и Национального банка.

См.:

распоряжение Премьер-министра КР от 18 июля 2008 года N 278 (Об Абдраеве А.К.)

  1. Члены Совета директоров осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
  2. Условия приема на работу, система оплаты труда, служебные обязанности и права, система поощрений и дисциплинарных взысканий для сотрудников Агентства и приглашенных лиц определяются Советом директоров в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  3. Члены Совета директоров назначаются сроком на 5 лет.
  4. Члены Совета директоров могут назначаться на должность не более 2 сроков подряд.
  5. Председатель Совета директоров и заместитель председателя Совета директоров избираются членами Совета директоров простым большинством голосов сроком на 2 года.
  6. Заместитель председателя Совета директоров исполняет обязанности председателя Совета директоров в случае вакансии или при временном отсутствии председателя Совета директоров.
  7. К исключительной компетенции Совета директоров Агентства относятся:

1) утверждение по представлению исполнительного директора Агентства размеров календарных и чрезвычайных взносов, предназначенных Фонду защиты депозитов;

2) разработка нормативных актов, необходимых для выполнения положений настоящего Закона, и представление их на утверждение Правительству;

3) утверждение организационной структуры Агентства;

4) осуществление руководства деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;

5) по представлению исполнительного директора Агентства принятие решения о выплате компенсаций вкладчикам при наступлении гарантийного случая;

6) по представлению исполнительного директора Агентства определение инвестиционной политики, установление ограничений по контрагентам Агентства;

7) утверждение бюджета Агентства и отчета о его исполнении;

8) утверждение годового отчета Агентства;

9) ежегодное заслушивание отчета исполнительного директора Агентства;

10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 14. Исполнительный директор Агентства

  1. Исполнительный директор Агентства и его заместитель назначаются Президентом по представлению Совета директоров Агентства. Исполнительный директор и его заместитель могут быть вновь назначены на должность.

См.:

Указ Президента КР от 22 июля 2008 года УП N 259 «О Касымове Ж.Т.»;

распоряжение Президента КР от 11 сентября 2008 года РП N 215 «О Батыркановой Г.Дж.»

  1. Исполнительный директор Агентства:

1) принимает решения по всем вопросам деятельности Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Совета директоров Агентства;

2) отвечает за текущую деятельность Агентства;

3) несет ответственность за наем квалифицированного персонала и привлеченных экспертов;

4) несет ответственность за использование средств Фонда защиты депозитов, а также реализацию и результаты проводимой инвестиционной деятельности Агентства;

5) выступает от имени Агентства и представляет интересы Агентства во всех судебных, государственных органах и других учреждениях и организациях независимо от организационно-правовой формы, а также в отношениях с индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Статья 15. Заседания Совета директоров

  1. Совет директоров проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Кворум на собрании Совета директоров состоит из 5 членов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа членов Совета директоров. При равенстве голосов, голос председателя Совета директоров является решающим.
  2. Внеочередные заседания Совета директоров могут созываться по инициативе председателя Совета директоров либо 4 его членов.
  3. Члены Совета директоров не могут делегировать свои полномочия.
  4. На каждом собрании секретарем Совета директоров ведется протокол, подписываемый председательствующим на заседании членом Совета директоров и секретарем. Протокол должен включать краткое содержание обсуждаемых вопросов и мнение всех членов Совета директоров.
  5. Решение Совета директоров принимается в форме постановлений, подписываемых председателем. По каждому вопросу ведется ведомость голосования, подписываемая каждым присутствующим на собрании членом Совета директоров и являющаяся частью протокола заседания Совета директоров.
  6. Решения и протоколы Совета директоров хранятся постоянно.

Статья 16. Вакансии в Совете директоров

  1. Любая вакансия в Совете директоров заполняется таким же образом, как и первоначальное назначение в соответствии со статьями 13 и 18 настоящего Закона.
  2. В случае возникновения вакансии может быть назначен новый член Совета директоров.
  3. Любая вакансия должна быть заполнена в течение 30 дней.

Статья 17. Отставка и освобождение от должности

Члены Совета директоров освобождаются от должности лицами, их назначившими, только в следующих случаях:

1) по истечении срока полномочий;

2) по личному заявлению;

3) при совершении уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

4) при невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

5) утраты гражданства Кыргызской Республики;

6) при невыполнении (нарушении) требований, предусмотренных в статьях 18 и 19 настоящего Закона;

7) при неисполнении полномочий члена Совета директоров в течение 6 месяцев подряд без уважительной причины;

8) освобождении от основной работы в органе, представителем которого он является;

9) нарушения своих должностных полномочий и осуществления действий, ущемляющих интересы Агентства, либо нарушения настоящего Закона, а также законов Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», по рекомендации большинства членов Совета директоров лицу, их назначившему.

Статья 18. Квалификационные требования к членам Совета директоров Агентства

  1. Члены Совета директоров должны:

— иметь высшее образование;

— обладать опытом работы не менее 3 лет в банковской, экономической, финансовой сфере;

— иметь опыт работы на руководящих должностях в банковской и/или финансовой системах или на должностях, связанных с экономической (финансовой) деятельностью;

— иметь гражданство Кыргызской Республики.

  1. Члены Совета директоров не могут одновременно занимать должности или иным образом исполнять обязанности в банках-участниках системы защиты депозитов и их аффилированных лицах.
  2. Члены Совета директоров не могут иметь акции (доли) коммерческих банков и аффилированных с банками лиц. Если при назначении на должность член Совета директоров владеет (управляет) акциями банка, он обязан в течение 30 дней передать имущественные права по данным акциям в управление независимому доверительному управляющему либо произвести их отчуждение или продажу.
  3. Лицо не вправе быть членом Совета директоров:

1) если в отношении него вынесен по решению суда обвинительный приговор, запрещающий ему работать в финансово-кредитной системе;

2) если в отношении него вынесен обвинительный приговор за совершение преступлений в сфере экономики, финансов и банковской деятельности, а также за должностные преступления;

3) если оно являлось председателем Совета директоров, членом Совета директоров, председателем Правления, членом Правления, председателем Комитета по аудиту, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего аудита финансово-кредитного учреждения, подвергнутого процедуре принудительной ликвидации, и имеются подтверждения, свидетельствующие, что его действия (бездействие) существенно повлияли на возникновение ситуации принудительной ликвидации;

4) если оно имеет судимость, не снятую или непогашенную в установленном порядке законодательством как Кыргызской Республики, так и другого государства;

5) если оно является близким родственником члена Совета директоров Агентства и/или значительного участника, члена Правления, члена Совета директоров банка-участника.

  1. Руководство и сотрудники Агентства, в том числе и бывшие, которые в соответствии с настоящим Законом имеют или имели доступ к информации, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за незаконное разглашение или использование ее в личных целях.
  2. Неисполнение положений настоящей статьи считается нарушением должностных полномочий и член Совета директоров подлежит освобождению от должности в течение 30 дней со дня установления факта нарушения в соответствии с пунктом 9 статьи 17 настоящего Закона или немедленно — в случае нарушения частей 2 и 4 настоящей статьи.

Статья 19. Конфликт интересов

  1. До назначения на должность кандидаты в члены Совета директоров и другие должностные лица Агентства должны представить письменную информацию, касающуюся их коммерческого, предпринимательского, иного материального и личного интереса и их близких родственников, до создания Агентства — в орган, который их назначает, по форме, разработанной Национальным банком.
  2. Ежегодно члены Совета директоров и другие должностные лица Агентства должны представлять в Агентство письменную информацию, касающуюся их коммерческого, предпринимательского, иного материального и личного интереса и их близких родственников, по форме, установленной Агентством.
  3. Члены Совета директоров не должны присутствовать и не вправе принимать участие в обсуждении и голосовании по вопросам, в которых они или их близкие родственники, а также лица, связанные с ними, имеют личный интерес (прямо или косвенно).
  4. Члены Совета директоров обязаны содействовать раскрытию фактов, приводящих к возникновению конфликта интересов.
  5. Неисполнение положений настоящей статьи считается нарушением своих должностных полномочий и является основанием для рассмотрения вопроса об освобождении от занимаемой должности в Агентстве в соответствии с пунктом 9 статьи 17 настоящего Закона.

Глава 6
Участие в Фонде защиты депозитов

Статья 20. Участие в системе защиты депозитов

  1. Участие в системе защиты депозитов обязательно для всех банков-резидентов, всех филиалов иностранных банков, расположенных в Кыргызской Республике, в соответствии с требованиями настоящего Закона.
  2. Банк-участник системы защиты депозитов должен выполнять все обязательные нормативы и требования, установленные законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка, при этом:

а) иметь удовлетворительное финансовое состояние, представить сведения о деятельности за предыдущие годы и стратегию развития банка на перспективу;

б) иметь адекватный капитал и выполнять другие требования к капиталу банка;

в) резервы для покрытия потенциальных убытков и потерь должны быть адекватны качеству активов;

г) руководство должно быть способно обеспечить безопасную и эффективную деятельность банка в соответствии с законами Кыргызской Республики, а также соответствовать установленным квалификационным требованиям;

д) иметь необходимый уровень доходов;

е) поддерживать необходимый уровень ликвидности банка;

ж) иметь адекватную систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита;

з) учет и отчетность должны соответствовать установленным стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности.

  1. Национальный банк вправе устанавливать дополнительные критерии для банков-участников системы защиты депозитов.
  2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 апреля 2009 года N 139)
  3. Вновь создаваемые банки должны подавать заявку в Национальный банк на участие в системе защиты депозитов одновременно с подачей документов на получение банковской лицензии. Вновь создаваемые банки будут автоматически приняты в систему защиты депозитов при выполнении требований законов Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и установленных Национальным банком требований для получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

После получения лицензии Национального банка на осуществление банковской деятельности и перечисления банком вступительного взноса в Фонд защиты депозитов Национальный банк направляет в Агентство уведомление, подтверждающее выдачу банковской лицензии с приложением копии заявления банка на участие в системе защиты депозитов. Уведомление Национального банка является основанием для внесения банка в реестр банков-участников системы защиты депозитов. Банк становится участником системы защиты депозитов со дня его регистрации Агентством в установленном порядке.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 21. Регистрация и ведение реестра банков-участников системы защиты депозитов

  1. Агентство ведет реестр банков-участников системы защиты депозитов. Порядок ведения реестра банков-участников устанавливается Агентством.
  2. Регистрация банка в системе защиты депозитов осуществляется Агентством путем внесения его в реестр банков-участников.
  3. Не позднее 2 рабочих дней после внесения банка в реестр банков-участников системы защиты депозитов информация направляется Агентством в банк, который обязан опубликовать ее в республиканской газете на государственном и официальном языках в течение 5 рабочих дней после получения.
  4. Плата за постановку банка на учет и снятие с учета в системе защиты депозитов не взимается.
  5. Банк снимается Агентством с учета в системе защиты депозитов путем его исключения из реестра банков-участников в соответствии со статьей 25 настоящего Закона в течение 5 рабочих дней после завершения Агентством процедуры выплаты компенсаций по депозитам, определенной настоящим Законом.
  6. Агентство обязано в срок не позднее 2 рабочих дней направить банку-участнику информацию об исключении его из реестра, который, в свою очередь, обязан опубликовать ее в республиканской газете в течение 2 рабочих дней после получения этой информации на государственном и официальном языках и разместить эту информацию при входе в центральный (головной) офис банка, его филиалы, сберегательные кассы и у банкоматов.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 22. Обязанности банка-участника системы защиты депозитов

  1. Банки-участники системы защиты депозитов обязаны:

1) своевременно и в полном объеме уплачивать взносы, указанные в настоящем Законе;

2) размещать информацию о системе защиты депозитов и об участии в ней банка по установленной Агентством форме во всех подразделениях банка и других местах, где банк осуществляет прием депозитов, и предоставлять эту информацию клиенту по первому требованию на бесплатной основе;

3) вести записи об обязательствах банка перед вкладчиками по форме, установленной Национальным банком;

4) уплачивать штрафы и пени, определенные настоящим Законом;

5) выполнять другие обязанности, установленные настоящим Законом.

Статья 23. Решение Национального банка о соответствии (несоответствии) действующих банков требованиям для участия в системе защиты депозитов

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 24. Последствия вынесения Национальным банком отрицательного решения или неподачи банком заявления на вступление в систему защиты депозитов

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 25. Последствия несоответствия банков, включенных в систему защиты депозитов, требованиям участия в системе защиты депозитов

  1. Банки, которые включены в систему защиты депозитов, обязаны соответствовать требованиям настоящего Закона и других нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.
  2. В случае если банк-участник системы защиты депозитов не выплачивает взнос в систему защиты депозитов или выплачивает его несвоевременно, или не в полном объеме, то он исключается из системы защиты депозитов.
  3. В случае если банк-участник системы защиты депозитов:

а) не ведет учет в соответствии с требованиями настоящего Закона;

б) предоставляет третьим лицам недостоверную информацию, в том числе рекламную, о деятельности и участии банка в системе защиты депозитов;

в) нарушает требования настоящего Закона и других нормативных правовых актов, —

Национальный банк вправе применить любую или несколько из следующих мер:

1) наложить штраф в размере до одного процента оплаченного уставного капитала банка-участника;

2) применить меры, предусмотренные законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»;

3) запретить банку принимать депозиты;

4) отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, что автоматически влечет за собой прекращение членства в системе защиты депозитов.

  1. В случае прекращения членства в системе защиты депозитов банк не вправе принимать депозиты.
  2. В случае выявления нарушений, указанных в подпунктах «а», «б» и «в» части 3 настоящей статьи, Национальный банк может направить предписание в банк о необходимости принятия мер в установленные сроки. При их невыполнении Национальный банк применяет меры, указанные в пунктах 1-4 части 3 настоящей статьи.
  3. Договор банковского вклада с физическими лицами, заключенный банком до дня принятия Национальным банком решения, в соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 настоящей статьи, не подлежит расторжению, за исключением случая обращения по инициативе владельца депозита с требованием о расторжении договора или случаев, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков». Такой договор не может быть продлен.
  4. Дополнительные денежные средства, которые поступили во вклад со дня применения Национальным банком мер, указанных в пунктах 3 и 4 части 3 настоящей статьи, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора банковского вклада, не зачисляются на счет и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении денежных средств в депозит.
  5. Банки, в отношении которых в соответствии с настоящей статьей введен запрет на привлечение депозитов, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем введения указанного запрета, разместить информацию о прекращении права на привлечение денежных средств в депозиты при входе в центральный (головной) офис банка, в операционных залах, филиалах, сберегательных кассах и во всех доступных для клиентов помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.
  6. При неисполнении банком обязанностей, установленных в настоящей статье, Национальный банк применяет к нему меры и санкции, предусмотренные законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике».
  7. Депозиты, принятые до прекращения членства в системе защиты депозитов, подлежат покрытию в соответствии с настоящим Законом до истечения срока, указанного в договоре банковского вклада. Срок договора не может быть продлен. Любые средства, направленные в депозиты после прекращения членства в системе защиты депозитов, должны быть возвращены лицам, направившим их.
  8. За прием депозитов после вынесения запрета на их прием, приостановления и/или прекращения членства в системе защиты депозитов, Совет директоров банка и Правление банка несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  9. Банк не вправе требовать возврата внесенных в систему защиты депозитов взносов. Банк обязан продолжать внесение взносов по депозитам, подлежащим компенсации в соответствии с настоящим Законом, до наступления гарантийного случая.
  10. Агентство и банк, чье членство в системе защиты депозитов было прекращено или приостановлено, или в отношении которого введен запрет на прием депозитов, обязаны:

1) разместить следующую информацию на государственном и официальном языках при входе в центральный (головной) офис банка и операционных залах, филиалах, сберегательных кассах и во всех других доступных для клиентов помещениях банка:

а) о дате приостановления членства в системе защиты депозитов;

б) о том, что все депозиты, принятые до даты вынесения запрета на прием депозитов, прекращения или приостановления членства в системе защиты депозитов, подлежат защите в соответствии с настоящим Законом;

2) опубликовать информацию, указанную в пункте 1 части 13 настоящей статьи, на государственном и официальном языках в республиканской газете в течение 2 рабочих дней после даты вынесения запрета на прием депозитов, прекращения и/или приостановления членства в системе защиты депозитов.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Глава 7
Финансирование Фонда защиты депозитов

Статья 26. Взносы в Фонд защиты депозитов

  1. Банки-участники системы защиты депозитов должны уплачивать обязательные взносы в Фонд защиты депозитов по ставке и в сроки, определенные Агентством по согласованию с Национальным банком.
  2. Фонд защиты депозитов формируется до уровня целевого значения, установленного в части 2 статьи 43 настоящего Закона, путем внесения взносов Правительством и действующими банками в следующем соотношении:

1) Правительство — 76 процентов;

2) действующие банки — 24 процента.

  1. Последующие взносы для поддержания деятельности Фонда защиты депозитов осуществляются на условиях, предусмотренных статьями 27-31 настоящего Закона.
  2. Правительство Кыргызской Республики единовременно осуществляет взнос в Фонд защиты депозитов в размере 100 процентов от суммы целевого значения Фонда защиты депозитов, установленного в части 2 статьи 43 настоящего Закона, включая часть целевого значения Фонда защиты депозитов, которую должны внести банки согласно пункту 2 части 2 настоящей статьи.

При этом Правительство Кыргызской Республики в лице Министерства финансов Кыргызской Республики заключает с банками-участниками системы защиты депозитов, вступившими в систему, договор об обязательствах перед Правительством Кыргызской Республики.

4-1. До погашения доли коммерческих банков в Фонде защиты депозитов, внесенной Правительством Кыргызской Республики согласно части 4 настоящей статьи, банки осуществляют взносы в Фонд защиты депозитов, установленные в пункте 2 части 2 настоящей статьи. Указанные взносы банков направляются Агентством в течение 3 рабочих дней, после поступления в Фонд защиты депозитов, в республиканский бюджет до полного погашения суммы, выплаченной Правительством Кыргызской Республики согласно части 4 настоящей статьи.

При наступлении гарантийного случая в отношении банка-участника до даты полного погашения суммы, выплаченной Правительством Кыргызской Республики, Агентство, на основе предоставленной данным банком-участником информации об общей депозитной базе банка-участника на дату наступления гарантийного случая, рассчитывает сумму, подлежащую уплате данным банком-участником в Фонд защиты депозитов в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.

В процессе распределения активов при наступлении гарантийного случая в отношении банка-участника, подписавшего договор с Правительством Кыргызской Республики, сумма обязательства банка-участника перед Правительством Кыргызской Республики, рассчитанная Агентством в соответствии с абзацем вторым настоящей части, подлежит погашению в пятой очереди кредиторов в соответствии с очередностью выплат, установленной Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков».

  1. Суммы банка, внесенные в Фонд защиты депозитов, подлежат возврату в случае проведения процедуры добровольной ликвидации банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, если банк не имеет задолженности по депозитам физических лиц, подлежащим защите согласно настоящему Закону, за исключением депозитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.
  2. Взносы, указанные и выплаченные в соответствии с настоящим Законом, являются собственностью Фонда защиты депозитов и не подлежат возврату, за исключением случаев, установленных в настоящем Законе, и направляются исключительно для выплаты компенсаций вкладчикам при наступлении гарантийного случая в соответствии с настоящим Законом.

В случае исключения банка-участника из системы защиты депозитов внесенные им взносы не подлежат возврату.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 27. Взносы вновь создаваемых банков (вступительные взносы)

  1. Вновь создаваемые банки должны оплатить вступительный взнос в сумме одного процента уставного капитала. Такой взнос должен быть осуществлен в течение 30 календарных дней с момента получения лицензии на осуществление банковской деятельности.
  2. В случае увеличения уставного капитала банками дополнительные членские взносы не взимаются.
  3. Последующие календарные взносы осуществляются в соответствии со статьями 29-31 настоящего Закона.

Статья 28. Взносы действующих банков

  1. До наступления условий, указанных в части 2 статьи 43 настоящего Закона, взносы действующих банков устанавливаются на уровне 0,2 процента годовых от общей депозитной базы банка для достижения целевых значений, установленных в части 2 статьи 26 и части 2 статьи 43 настоящего Закона.
  2. Взносы действующих банков выплачиваются, начиная с квартала, следующего после даты вступления в силу настоящего Закона.
  3. В случае непринятия действующих банков в систему защиты депозитов внесенные суммы возвращаются банкам, за исключением следующих случаев:

1) введение прямого банковского надзора;

2) введение временного руководства;

3) начало процедуры консервации;

4) наличие, по заключению Национального банка, угрозы интересам вкладчиков.

  1. Взносы оплачиваются на ежеквартальной основе не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным кварталом.
  2. Взносы в Фонд защиты депозитов осуществляются в безакцептном порядке в случаях неуплаты или неполной уплаты сумм взносов, что должно быть оговорено при заключении договора с банком-участником и Агентством.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 29. Календарные взносы

  1. После наступления условий, указанных в части 2 статьи 43 настоящего Закона, банки должны ежегодно оплачивать календарные взносы в размере 0,2 процента годовых от общей депозитной базы банка на дату после наступления условий, указанных в части 2 статьи 43 настоящего Закона.

Размер взносов рассчитывается Агентством совместно с Национальным банком, исходя из необходимости создания и поддержания Фонда защиты депозитов в размере не менее значения, указанного в части 2 статьи 43 настоящего Закона.

  1. Общая депозитная база рассчитывается на средней ежедневной основе за период одного года, заканчивающегося в квартал (расчетный квартал), предшествующий кварталу, в котором осуществляется взнос в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
  2. Для вновь создаваемых банков первый календарный взнос исчисляется путем умножения общей депозитной базы банка на 1/360, на 0,2 процента годовых и на количество оставшихся до окончания расчетного квартала дней с даты принятия в систему защиты депозитов в соответствии с частью 5 статьи 20 настоящего Закона.
  3. Для банков, в отношении которых наступил гарантийный случай, взносы рассчитываются на дату его наступления в соответствии с настоящей статьей.
  4. Календарные взносы оплачиваются на ежеквартальной основе не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным кварталом.
  5. Взносы в Фонд защиты депозитов осуществляются в безакцептном порядке в случаях неуплаты или неполной уплаты сумм взносов, что должно быть оговорено при заключении договора с банком-участником и Агентством.

(В редакции Законов КР от 29 апреля 2009 года N 139, 4 июля 2013 года N 113)

Статья 30. Чрезвычайные взносы

  1. Если средств Фонда защиты депозитов недостаточно для покрытия обязательств согласно требованиям настоящего Закона, Совет директоров Агентства может предпринять одну или одновременно несколько из следующих мер:

1) увеличить размер ежегодных взносов, но не более двойной ставки взноса от уровня, установленного в части 1 статьи 29 настоящего Закона;

2) установить специальные единовременные взносы, не превышающие 50 процентов взносов прошлого года;

3) производить заимствования на рынке под гарантию Правительства;

4) использовать предоставленные грантовые средства;

5) запросить и получить займ у Правительства по ставке, не превышающей учетную ставку Национального банка. Правительство должно предоставить запрошенные средства в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса. Если в результате данного запроса нарушается закон о республиканском бюджете Кыргызской Республики на соответствующий год либо Правительство не в состоянии предоставить данные средства, вопрос должен быть рассмотрен на заседании, в том числе досрочном, Жогорку Кенеша, созванном в течение 30 дней с даты направления запроса в Правительство. По истечении указанного срока решение о выделении займа считается принятым и Министерство финансов должно перевести необходимые денежные средства в срок не позднее 3 рабочих дней.

  1. При установлении объема взносов Совет директоров Агентства учитывает:

1) расходы Фонда защиты депозитов, связанные с выплатой компенсаций вкладчикам;

2) ожидаемые операционные расходы Фонда защиты депозитов;

3) доходы Агентства от инвестиций;

4) возврат средств от ликвидации банков;

5) влияние взносов на доходы и капитал банка;

6) необходимость выплаты сумм заимствований в соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 настоящей статьи;

7) любые другие факторы, которые Совет директоров может считать необходимыми.

Если по расчетам Агентства введение двойной ставки взноса за несвоевременную выплату компенсаций приведет к возникновению проблем у банка, то Агентство может принять иное решение.

  1. Любое увеличение взносов или уплата чрезвычайных взносов, или заимствование должны утверждаться Советом директоров с одобрением Национального банка.
  2. Агентство обязано информировать банки об изменении размеров взносов не менее чем за 30 дней до последнего дня квартала, за который производится расчет.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 31. Особые положения

  1. Все взносы являются обязательными платежами банков, считаются их операционными расходами с соответствующим уменьшением из налогооблагаемой базы.
  2. Для расчета депозитов в иностранной валюте применяется учетный курс, установленный Национальным банком на последний день квартала, в который производится оплата.
  3. В случае если банк не оплачивает взнос в соответствии с настоящей статьей, он обязан оплатить пени в двойном размере от годовой учетной ставки, установленной Национальным банком, за каждый день просрочки от суммы, подлежащей оплате. Оплата штрафов не освобождает банк от оплаты взносов.
  4. После достижения целевого показателя Агентство может уменьшить размер взносов в Фонд защиты депозитов, за исключением случая, если банк за последние 6 месяцев был подвержен мерам и санкциям, установленным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики».
  5. Уменьшение размера взносов в Фонд защиты депозитов осуществляется после полного погашения средств, заимствованных Фондом.
  6. В случае уменьшения целевого показателя Фонда ниже установленного уровня взносы могут быть увеличены.

Статья 32. Источники финансирования Фонда защиты депозитов

  1. Источники финансирования Фонда защиты депозитов включают в себя:

1) взносы, установленные настоящим Законом и уплачиваемые банками-участниками;

2) взносы, внесенные Правительством;

3) процентные и инвестиционные доходы Агентства от размещения свободных средств;

4) денежные средства, полученные в результате ликвидации банков, в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;

5) штрафы и пени, уплаченные банками-участниками;

6) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 апреля 2009 года N 139)

7) денежные средства, получаемые в качестве помощи и не подлежащие возврату;

8) рыночные заимствования, полученные под гарантию Правительства;

9) кредиты, предоставленные Правительством;

10) прочие средства, полученные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

  1. Чистые доходы, полученные Фондом защиты депозитов, должны быть капитализированы и не подлежат распределению.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 33. Счета Агентства и инвестиционная политика

(Название статьи в редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

  1. Счет Агентства, предназначенный для пополнения Фонда защиты депозитов за счет взносов Правительства Кыргызской Республики и коммерческих банков, подлежит открытию и обслуживанию в Национальном банке.

Банковские счета Агентства, предназначенные для операционных расходов и иных затрат Агентства, открываются в коммерческих банках.

  1. Агентство может инвестировать в ценные бумаги:

1) выпущенные и/или безусловно гарантированные Правительством Кыргызской Республики;

2) выпущенные Национальным банком Кыргызской Республики;

3) иные ценные бумаги, определенные законодательством Кыргызской Республики.

Порядок и параметры инвестирования определяются Правительством Кыргызской Республики.

  1. Операционные расходы и прочие затраты на содержание Агентства, связанные с выполнением задач, возложенных на него, на каждый финансовый год покрываются за счет:

1) 2 процентов в год от целевого значения Фонда, а в последующем — 2 процентов в год от общей суммы накопленных средств Фонда и компенсационных выплат, подлежащих возврату в Фонд, рассчитываемых на начало года;

2) 25 процентов от дохода, полученного от размещения свободных средств Фонда;

3) иных средств.

(В редакции Законов КР от 29 апреля 2009 года N 139, 3 марта 2010 года N 42)

Статья 34. Использование средств Фонда защиты депозитов

Средства Фонда защиты депозитов могут быть использованы для осуществления только следующих платежей и расходов:

1) выплаты компенсаций вкладчикам в порядке и сумме, предусмотренных настоящим Законом;

2) покрытия операционных расходов Агентства;

3) осуществления платежей по основной сумме и процентам полученных Агентством в соответствии с настоящим Законом займов и кредитов.

Статья 35. Статус освобождения от уплаты налогов

  1. Доходы, средства, операции и имущество Агентства и Фонда защиты депозитов не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. Агентство освобождается от уплаты государственной пошлины в судах Кыргызской Республики.

Глава 8
Отчетность, аудит и публикации

Статья 36. Отчетность и информация, предоставляемые Агентству

  1. Для выполнения требований настоящего Закона каждый банк-участник обязан предоставлять в Агентство и Национальный банк необходимую форму отчетности, порядок, содержание и периодичность представления которой устанавливается Правительством по согласованию с Национальным банком.
  2. По запросу Агентства Национальный банк представляет информацию, необходимую для выполнения положений настоящего Закона.
  3. Агентство вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил гарантийный случай, для осуществления функций, установленных настоящим Законом.
  4. В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну, Агентство несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  5. Лица, разгласившие служебную, коммерческую и банковскую тайну, несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 37. Отчетность Агентства по защите депозитов

  1. Финансовый год Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
  2. Агентство ведет постоянный учет и отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
  3. Агентство подготавливает годовую финансовую отчетность в соответствии со статьей 40 настоящего Закона.

Статья 38. Аудит Агентства по защите депозитов

  1. Совет директоров Агентства в срок не позднее 6 месяцев до окончания финансового года на тендерной основе определяет независимую аудиторскую организацию для проведения внешнего аудита Агентства.
  2. Агентство, согласно заключенному с аудиторской организацией договору, представляет отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.
  3. Оплата услуг аудиторской организации по аудиту Агентства осуществляется за счет операционных расходов Агентства.

Статья 39. Внутренний контроль

Агентство должно иметь адекватную систему внутреннего контроля, включая службу внутреннего аудита, подотчетную Совету директоров.

Статья 40. Годовой отчет Агентства

  1. Годовой отчет Агентства утверждается Советом директоров и включает в себя:

1) финансовую отчетность Агентства, прошедшую аудиторскую проверку и включающую все необходимые раскрытия в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности;

2) анализ деятельности Агентства и состояния Фонда защиты депозитов;

3) иные отчеты о деятельности Агентства, определяемые Советом директоров Агентства и необходимые для адекватного раскрытия операций и деятельности Агентства.

  1. Агентство ежегодно представляет годовой отчет о своей деятельности профильному комитету Жогорку Кенеша, Правительству и Национальному банку не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
  2. Формы финансовой отчетности Агентства, включающие отчет о прибылях и убытках, о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу, о движении денежных средств и об изменениях в структуре капитала, должны быть представлены по первому требованию любого лица.

Статья 41. Публикации

  1. Агентство на ежеквартальной основе публикует в средствах массовой информации свою финансовую отчетность по форме, установленной Советом директоров Агентства и согласованной с Национальным банком.
  2. Агентство ежегодно публикует в средствах массовой информации основные аналитические данные, включенные в годовой отчет по форме, установленной Национальным банком.
  3. Агентство в течение 5 рабочих дней со дня публикации сведений, определенных частями 1 и 2 настоящей статьи, должно представить копии надлежаще заверенных публикаций в Национальный банк.

Статья 42. Основы взаимодействия Агентства с Национальным банком

  1. Агентство и Национальный банк координируют свою деятельность в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов.
  2. Национальный банк не позднее 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения информирует Агентство:

1) о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности;

2) о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства, как указано в пункте 1 части 6 настоящей статьи;

3) о реорганизации или ликвидации банка;

4) о применении Национальным банком следующего:

а) введении ограничений на прием и выдачу депозитов;

б) назначении консерватора;

в) приостановлении или отзыве лицензии;

г) о мерах, примененных Национальным банком по предложению Агентства.

  1. Агентство не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, должно письменно информировать Национальный банк о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра.
  2. Агентство обязано предоставлять в Национальный банк информацию обо всех событиях (фактах), перечисленных в статьях 13-19, 21-22, 30, 33 и 40 настоящего Закона, в порядке и по форме, установленным Национальным банком.
  3. Национальный банк может потребовать другую информацию, необходимую для выполнения настоящего Закона.
  4. Агентство вправе обращаться в Национальный банк с предложением:

1) о проведении Национальным банком целевой проверки банка по выполнению банком требований настоящего Закона;

2) о применении Национальным банком в отношении банка предупредительных мер и санкций.

Глава 9
Вступление в силу настоящего Закона

Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением условий, определенных в части 2 настоящей статьи.

Опубликован в газете «Эркинтоо» от 13 мая 2008 года N 33

  1. Нормы настоящего Закона, касающиеся наступления гарантийного случая и его последствий, вступают в силу не ранее достижения целевого значения Фонда защиты депозитов, равного 15 процентам от гарантированных депозитов всех банков, действующих на момент вступления в силу настоящего Закона, рассчитанных на последнюю отчетную дату, предшествующую дате вступления в силу настоящего Закона.
  2. Правительству провести организационные мероприятия по образованию Агентства по защите депозитов и решить вопросы финансового и материально-технического обеспечения его деятельности.

(В редакции Закона КР от 29 апреля 2009 года N 139)

Статья 44. Заключительные положения

  1. Часть 1 статьи 31 и часть 1 статьи 35 настоящего Закона вступают в силу после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики.
  2. Часть 2 статьи 35 вступает в силу после внесения соответствующих изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине».
  3. Положения, предусмотренные настоящим Законом, касающиеся отзыва лицензии банков и наложения на них ограничений, вступают в силу после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике».
  4. Правительству Кыргызской Республики в течение 3 месяцев со дня подписания настоящего Закона привести в соответствие с ним свои нормативные правовые акты.
Президент Кыргызской Республики   К.Бакиев
     
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики   7 марта 2008 года