Семейный бюджет
Семейный бюджет
Сбережения
Сбережения
Кредиты и долги
Кредиты и долги
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
О финансах
О финансах
Инвестирование
Инвестирование
Финансовая безопасность и страхование
Финансовая безопасность и страхование
Налоги и отчисления
Налоги и отчисления
Видео
Видео
Изображения
Изображения
Аудио
Аудио
Статьи в печатных СМИ
Статьи в печатных СМИ

С карточек крадут миллионы — как не стать жертвой мошенников

Опубликовано 22 Ноября 2019
Источник - ru.sputnik.kg
С карточек крадут миллионы — как не стать жертвой мошенников

 

16.11.2019

В Казахстане появился новый вид мошенничества. Человеку звонят с номера колл-центра банка, "сотрудник" обращается к клиенту по имени–отчеству, говорит, что кто-то пытается перевести деньги с его карты, и предлагает помощь...

Клиенту необходимо назвать код, который придет ему в виде SMS с номера банка. Если человек соглашается, он может потерять деньги либо стать участником мошеннической операции. Как не попасться на уловки телефонных преступников, разбиралась колумнист Sputnik Казахстан

Такой звонок поступил и корреспонденту Sputnik, однако у мошенников ничего не вышло — журналисты знают о подобных схемах. Кроме того, звонившего выдавал "говор", не характерный для жителей Казахстана.

Мы решили выяснить, как банковские данные попадают к злоумышленникам и что делать их жертвам. Таким образом мы познакомились с нашей героиней-"антимиллионершей" и смогли в режиме реального времени проследить, как работает система и на что могут рассчитывать пострадавшие клиенты банков.

История Екатерины: от отчаяния до хэппи-энда

Молодая алматинка Екатерина уложила ребенка спать и занималась домашними делами, когда на экране телефона высветился номер колл-центра банка. Вежливый звонивший назвался менеджером и предупредил девушку о подозрительной активности на ее счете — кто-то пытался сделать перевод с карты.

"Но это карточка для получения социальных платежей, и на ней ничего нет — ноль на счете", — удивилась Екатерина.

"С вашей картой сейчас пытаются совершить мошеннические операции, мы хотели бы их предотвратить. Если вы согласны, вам придет код, который нужно продиктовать в тоновом режиме", — пояснил звонивший.

Екатерина так и сделала. А затем пришло еще одно SMS — банк предупредил о подозрительной активности. Потом телефон зазвонил снова.

"Здравствуйте. По вашей карте проводились мошеннические операции", — сообщили ей.

"Да, знаю. Я уже переговорила с вашими специалистами, и мы все предотвратили" — ответила Екатерина.

Девушку заверили, что ей никто не звонил, а когда она посмотрела выписку со счета, оказалось, что на карте минус миллион тенге.

"Я была в ужасе и отчаянии. Сама перезвонила в банк, где кроме этой карты у меня еще и ипотека, и объяснила ситуацию. Мое обращение приняли в работу. Я поехала в отделение банка, там выяснилось, что по моей карте сделали технический овердрафт (перерасход) — перегнали через счет деньги и вывели их на Украину. По сути, я "поспособствовала" мошенникам, а сама получила миллионную задолженность перед банком. Через некоторое время на нее стала "капать" пеня — задолженность начала расти", — рассказывает Екатерина.

Все произошло в начале октября, прошел почти месяц, и хотя алматинка постоянно была на связи со своим банком, никаких новых подвижек в ее деле не появилось, а долг продолжал расти.

"От Sputnik Казахстан я узнала, что в Нацбанке есть департамент защиты прав потребителей финансовых услуг, связалась с его директором. Меня проконсультировали, успокоили, помогли составить заявление. Некоторое время спустя сотрудники моего банка сообщили, что принято решение задолженность списать, — что и было сделано. Слава богу, все закончилось благополучно. Я теперь точно знаю, как действовать в подобных ситуациях и самое главное — как в них не попасть", — заверила Екатерина.

Откуда берутся мошенники

Точное число людей, которым звонили мошенники, неизвестно, как и число пострадавших. Банки делятся этой информацией неохотно, сообщая лишь, что после выявления фактов мошеннических действий направляют заявление в департамент полиции.

Согласно мониторингу социальных сетей, о действиях мошенников сообщают клиенты как минимум четырех крупных казахстанских банков.

"В банк периодически поступают жалобы на финансовых мошенников, которые, используя недостаточную бдительность граждан и приемы социальной инженерии, пытаются выведать у клиентов конфиденциальную информацию для доступа к их счетам. По всем подобным жалобам проводится внутренняя проверка, и информация направляется в правоохранительные органы", — сообщили Sputnik в пресс-службе одного из банков.

Мошенники используют сервисы IP-телефонии, позволяющие подделать любой номер городского или мобильного телефона.

"Для выбора жертв мошенники используют базы данных мобильных операторов, полученные незаконным путем. Сами злоумышленники физически находятся в России или на Украине", — рассказали в банке.

К слову, эта проблема характерна не только для Казахстана. В интернете есть сайты, где продаются различные базы данных банков стран СНГ и мира. Вопрос, каким образом к ним попадает информация о клиентах казахстанских банков, находится в компетенции правоохранительных органов. При этом сами банки исключают утечку данных клиентов из своих баз.

В одном из них отмечают, что в последнее время число обращений сокращается — казахстанцы уже знают о мошенниках, звонков от них поступает все меньше.

"О таких видах мошенничества банку известно из СМИ — в основном российских, поскольку данные виды мошенничества активно использовались против клиентов банков в РФ. Обращения в наш банк от казахстанцев поступали, но сейчас мошенничества такого рода прекратились", — рассказали в пресс-службе БЦК.

Если клиент попался на удочку мошенника, необходимо сразу перезвонить в колл-центр банка и сообщить о случившемся, заблокировать свои счета и карточки, а также доступ к интернет-банкингу. Обязательно следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы и подать обращение в банк в целях рассмотрения возможности возврата средств.

Как не стать жертвой мошенников

Злоумышленники постоянно совершенствуют "методы работы", сейчас в их распоряжении IT-технологии. Однако способы оставить мошенников с носом и сохранить свои данные и деньги есть. Принципы безопасности остаются базовыми. Вот что советует Национальный банк РК.

  • Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому ваши персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
  • Никогда не передавайте и не публикуйте, в том числе в социальных сетях, реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код. Жертвами мошенников иногда становятся люди, публикующие свои данные в благотворительных целях.
  • Не сообщайте никому SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка.
  • Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах.
  • В случае утери карты сразу закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка.
  • Сотрудники банков никогда первыми не звонят клиенту с требованием предоставить данные по карте либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.
  • При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности банкомата, вводите ПИН-код, прикрывая цифры от посторонних глаз.
  • Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера.
  • Подключите услугу мобильного банка, который за символическую ежемесячную плату присылает на телефон владельца карты информацию о всех изменениях счета и совершенных транзакциях. Таким образом вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по своей карте.

Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые клиенты или люди, находящиеся в уязвимой ситуации. Мошенники вежливые и располагают к себе, общаются грамотно. Запугивают и одновременно выражают желание помочь. Торопят клиента и не дают ему возможности обдумать ситуацию.

Главное — помните: если вам позвонили из колл-центра, лучше положить трубку и перезвонить по номеру, указанному на вашей банковской карте.

← К списку статей