16.11.2019
В Казахстане появился новый вид мошенничества. Человеку звонят с номера колл-центра банка, "сотрудник" обращается к клиенту по имени–отчеству, говорит, что кто-то пытается перевести деньги с его карты, и предлагает помощь...
Клиенту необходимо назвать код, который придет ему в виде SMS с номера банка. Если человек соглашается, он может потерять деньги либо стать участником мошеннической операции. Как не попасться на уловки телефонных преступников, разбиралась колумнист Sputnik Казахстан.
Такой звонок поступил и корреспонденту Sputnik, однако у мошенников ничего не вышло — журналисты знают о подобных схемах. Кроме того, звонившего выдавал "говор", не характерный для жителей Казахстана.
Мы решили выяснить, как банковские данные попадают к злоумышленникам и что делать их жертвам. Таким образом мы познакомились с нашей героиней-"антимиллионершей" и смогли в режиме реального времени проследить, как работает система и на что могут рассчитывать пострадавшие клиенты банков.
Молодая алматинка Екатерина уложила ребенка спать и занималась домашними делами, когда на экране телефона высветился номер колл-центра банка. Вежливый звонивший назвался менеджером и предупредил девушку о подозрительной активности на ее счете — кто-то пытался сделать перевод с карты.
"Но это карточка для получения социальных платежей, и на ней ничего нет — ноль на счете", — удивилась Екатерина.
"С вашей картой сейчас пытаются совершить мошеннические операции, мы хотели бы их предотвратить. Если вы согласны, вам придет код, который нужно продиктовать в тоновом режиме", — пояснил звонивший.
Екатерина так и сделала. А затем пришло еще одно SMS — банк предупредил о подозрительной активности. Потом телефон зазвонил снова.
"Здравствуйте. По вашей карте проводились мошеннические операции", — сообщили ей.
"Да, знаю. Я уже переговорила с вашими специалистами, и мы все предотвратили" — ответила Екатерина.
Девушку заверили, что ей никто не звонил, а когда она посмотрела выписку со счета, оказалось, что на карте минус миллион тенге.
"Я была в ужасе и отчаянии. Сама перезвонила в банк, где кроме этой карты у меня еще и ипотека, и объяснила ситуацию. Мое обращение приняли в работу. Я поехала в отделение банка, там выяснилось, что по моей карте сделали технический овердрафт (перерасход) — перегнали через счет деньги и вывели их на Украину. По сути, я "поспособствовала" мошенникам, а сама получила миллионную задолженность перед банком. Через некоторое время на нее стала "капать" пеня — задолженность начала расти", — рассказывает Екатерина.
Все произошло в начале октября, прошел почти месяц, и хотя алматинка постоянно была на связи со своим банком, никаких новых подвижек в ее деле не появилось, а долг продолжал расти.
"От Sputnik Казахстан я узнала, что в Нацбанке есть департамент защиты прав потребителей финансовых услуг, связалась с его директором. Меня проконсультировали, успокоили, помогли составить заявление. Некоторое время спустя сотрудники моего банка сообщили, что принято решение задолженность списать, — что и было сделано. Слава богу, все закончилось благополучно. Я теперь точно знаю, как действовать в подобных ситуациях и самое главное — как в них не попасть", — заверила Екатерина.
Точное число людей, которым звонили мошенники, неизвестно, как и число пострадавших. Банки делятся этой информацией неохотно, сообщая лишь, что после выявления фактов мошеннических действий направляют заявление в департамент полиции.
Согласно мониторингу социальных сетей, о действиях мошенников сообщают клиенты как минимум четырех крупных казахстанских банков.
"В банк периодически поступают жалобы на финансовых мошенников, которые, используя недостаточную бдительность граждан и приемы социальной инженерии, пытаются выведать у клиентов конфиденциальную информацию для доступа к их счетам. По всем подобным жалобам проводится внутренняя проверка, и информация направляется в правоохранительные органы", — сообщили Sputnik в пресс-службе одного из банков.
Мошенники используют сервисы IP-телефонии, позволяющие подделать любой номер городского или мобильного телефона.
"Для выбора жертв мошенники используют базы данных мобильных операторов, полученные незаконным путем. Сами злоумышленники физически находятся в России или на Украине", — рассказали в банке.
К слову, эта проблема характерна не только для Казахстана. В интернете есть сайты, где продаются различные базы данных банков стран СНГ и мира. Вопрос, каким образом к ним попадает информация о клиентах казахстанских банков, находится в компетенции правоохранительных органов. При этом сами банки исключают утечку данных клиентов из своих баз.
В одном из них отмечают, что в последнее время число обращений сокращается — казахстанцы уже знают о мошенниках, звонков от них поступает все меньше.
"О таких видах мошенничества банку известно из СМИ — в основном российских, поскольку данные виды мошенничества активно использовались против клиентов банков в РФ. Обращения в наш банк от казахстанцев поступали, но сейчас мошенничества такого рода прекратились", — рассказали в пресс-службе БЦК.
Если клиент попался на удочку мошенника, необходимо сразу перезвонить в колл-центр банка и сообщить о случившемся, заблокировать свои счета и карточки, а также доступ к интернет-банкингу. Обязательно следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы и подать обращение в банк в целях рассмотрения возможности возврата средств.
Злоумышленники постоянно совершенствуют "методы работы", сейчас в их распоряжении IT-технологии. Однако способы оставить мошенников с носом и сохранить свои данные и деньги есть. Принципы безопасности остаются базовыми. Вот что советует Национальный банк РК.
Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые клиенты или люди, находящиеся в уязвимой ситуации. Мошенники вежливые и располагают к себе, общаются грамотно. Запугивают и одновременно выражают желание помочь. Торопят клиента и не дают ему возможности обдумать ситуацию.
Главное — помните: если вам позвонили из колл-центра, лучше положить трубку и перезвонить по номеру, указанному на вашей банковской карте.