Семейный бюджет
Семейный бюджет
Сбережения
Сбережения
Кредиты и долги
Кредиты и долги
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
О финансах
О финансах
Инвестирование
Инвестирование
Финансовая безопасность и страхование
Финансовая безопасность и страхование
Налоги и отчисления
Налоги и отчисления

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это способность человека получать, понимать и оценивать информацию, необходимую для принятия финансовых решений и применения на практике различных инструментов финансовой системы, осознавая, при этом, возможные финансовые последствия.

Неумение разбираться в финансовых вопросах может привести вас и вашу семью к плачевным результатам: сделать вас легкой добычей для мошенников, привести к долговой яме, к полной потере всех своих сбережений и имущества.

Изучение финансовой грамотности необходимо начинать с определения финансовых целей, планирования семейного или личного бюджета.

Личная финансовая цель – это логически обоснованная и реально спланированная измеримая мечта. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, обоснованной и ограниченной по времени.

Более подробно о том, что такое финансовая грамотность вы можете узнать, посмотрев видеоролик по ссылке https://youtu.be/AwpQ-7VG3JE

2. Зачем нужно составлять и следовать личному/семейному бюджету?

Чтобы понимать, какие траты ты можешь себе позволить, а что нет;

Чтобы ограничивать необязательные расходы путём самоконтроля и тем самым выкраивать дополнительные деньги на что-то более нужное и важное;

Чтобы понять, когда и в каких пределах для нас оправдана жизнь в кредит, а когда она недопустима.

Более подробная информация в разделе «Семейный бюджет»: https://www.finsabat.kg/family-budget/family-budget-articles.

При планировании личного/семейного бюджета можно совершить следующие ошибки:

  • Не учитывать постоянные или переменные расходы;
  • Путать необходимые расходы с дополнительными;
  • Не учитывать дополнительные источники дохода;
  • Забыть про финансовую подушку безопасности – запасе денег на случай непредвиденных расходов в будущем.

3. Для чего семье нужно накапливать сбережения?

Сбережения создаются для совершения крупной покупки, накоплении денег на открытие бизнеса или инвестирования, создания подушки безопасности и других жизненных целей.

Сбережения помогут открыть собственное дело, не прибегая к заимствованию, или их инвестировании, что поможет достичь финансовой свободы в будущем.

В жизни возникают непредвиденные проблемы, решение которых, могут создать финансовые трудности для вашей семьи. Подушка безопасности — это сбережения, отложенные на черный день, которые помогут пережить трудный период без ощутимого ущерба для семьи. Размер подушки безопасности должен соответствовать размеру суммы, которой хватит семье на проживание в течение нескольких месяцев без доходов. Обычно ее минимальный размер составляет 6 ежемесячных расходов.

В зависимости от целей использования наиболее часто встречаются следующие виды сбережений:

  • в виде наличных, хранящихся дома;
  • в виде домашнего скота;
  • в виде драгоценностей, золотых мерных слитков Национального банка;
  • в виде недвижимости;
  • в виде банковского вклада;
  • в виде ценных бумаг;
  • в других видах сбережений.

Как правильно делать сбережения?

Определите для себя сумму, которую вы хотите ежемесячно сберегать. При определении суммы жестких ограничений нет, так как все индивидуально и зависит от ваших реальных доходов и расходов, а также ваших целей и ожиданий от сбережений. Сумма ваших ежемесячных сбережений может быть в размере от 10 до 30% от суммы вашего совокупного дохода. Но формирование сбережений не должно приносить вред вашему здоровью или здоровью вашей семьи.

Более подробная информация в разделе «Сбережения»: https://www.finsabat.kg/economy/economy-articles

4. Стоит ли брать кредит?

Если вам не хватает денег на потребительские цели (купить товар или заказать услугу), у вас, кроме получения потребительского кредита, всегда есть еще как минимум три выхода:

●         проанализировать, насколько необходим вам этот товар или услуга. Возможно, это просто импульсивное желание, а не потребность и тогда вам не понадобится искать деньги;

●         отложить приобретение до лучших времен и постараться накопить;

●         одолжить денег у родственников или друзей с пониманием того, что потом их придется вернуть.

Иногда денег не хватает на закупку товаров или такие крупные покупки, как недвижимость или автомобиль. В жизни возникают также непредвиденные расходы, связанные с болезнью, кражей имущества, свадьбой или похоронами, оплатой за обучение детей - все эти события требуют значительных финансовых затрат. И если у семьи нет соответствующих сбережений/накоплений, то приходится заимствовать у родных и близких либо брать кредит. 

На что нужно обратить внимание при подписании кредитного договора?

При подписании кредитного договора чаще всего заемщик не читает его либо читает не полностью или просит сотрудников кредитора объяснить им суть кредитного договора, при этом есть риск, что заемщик его не поймет. Несоблюдение заемщиком условий кредитного договора влечет ответственность, которая выражается в штрафах, пени, судебном преследовании.

Более подробная информация в разделе «Кредиты и долги»: https://www.finsabat.kg/credits-debts/credits-debts-articles

На что нужно обратить внимание при подписании договора о залоге?

  • на то, что максимальный риск залогодателя равен сумме заложенного имущества;
  • на стоимость заложенного имущества. При оценке залогового имущества ФКО оценивает его в соответствии с ее внутренними правилами. Будьте готовы к тому, что оценочная стоимость будет меньше рыночной стоимости имущества. Например, некоторые ФКО при оценке недвижимости используют внутренние нормы дисконта, и, таким образом, разница может составлять 25-30% от среднерыночной цены;
  • необходимо внимательно ознакомиться с мерами ограничения по отношению к заложенному имуществу. Обычно ФКО в договоре предусматривают, что залогодатель до истечения срока действия договора не вправе отчуждать предмет залога.

5. Что такое кредитная история?

С началом получения кредита у вас начинает формироваться кредитная история. Кредитную историю еще называют досье на заемщиков, в котором отражается и фиксируется информация, полученная от финансово-кредитных учреждений о том, когда и в каких финансово-кредитных организациях ранее потенциальный заемщик получал кредит, действующие кредиты, допускались ли просрочки, имеется ли задолженность, т.е. история выплаты кредитов. Кредитная история делится на положительную и негативную. Информацию о просрочках по кредитам, связанным с ситуацией по недопущению массового распространения коронавирусной инфекции, кредитные бюро не будут включать в негативную кредитную информацию. Следовательно, в будущем при получении последующих кредитов, финансово-кредитные организации будут принимать во внимание причины возникновения просрочек.

6. Чем отличается исламский банк от обычного?

В обычном банке отношения между банком и клиентом в основном строятся на предоставлении денег под %, когда одна сторона выступает кредитором, а другая заёмщиком. Исламские принципы финансирования требуют соблюдения стандартов шариата при проведении банковских и финансовых операций, правил и норм, установленных международными организациями в области исламских финансов.

В исламском банкинге запрещено предоставлять деньги под гарантированные %. Исламский банкинг — это услуги, где предметом сделки выступают реальные товары или партнерство. В исламском банкинге деньги не являются товаром, а выполняют роль средства обмена и мерой стоимости. Поэтому исламский банк продаёт товар, сдаёт имущество в аренду и участвует в партнерских сделках. В исламские банки могут обращаться люди разных вероисповеданий.

7. Во что вы можете инвестировать свои средства?

«Инвестиция» означает вложение капитала в то, что в последующем будет приносить вам дополнительный доход. При этом для того, чтобы заработать, вам не нужно будет тратить много времени и сил.

Чтобы стать инвестором, не нужен большой стартовый капитал, к примеру стоимость одного грамма золота в конце 2022 года составила 6 426 сомов, а на конец 2023 года составила 7 381 сом. Главный принцип при инвестировании – диверсификация портфеля для снижения рисков потери всех денег (правило «Не класть все яйца в одну корзину»).

В Кыргызстане можно инвестировать в следующее:

  • Инвестирование в бизнес;
  • Инвестирование в недвижимость;
  • Инвестиции в нематериальные активы (картины, изобретения и др.);
  • Инвестирование в драгоценности, золото, нумизматические монеты;
  • Инвестирование в ценные бумаги;
  • Инвестирование в государственные ценные бумаги;
  • Инвестирование в ноты Национального банка;

Более подробная информация в  разделе «Инвестирование»: https://www.finsabat.kg/investment/investment-articles

8. Как работает страхование?

Страхование представляет собой защиту имущественных интересов как физических, так и юридических лиц при наступлении определенных событий или так называемых страховых случаев за счет средств, формируемых из уплаты страховых взносов. В Кыргызстане осуществляет деятельность ОАО «Государственная страховая организация», в которой можно застраховать жилье в сельской местности за 600 сомов в год, в городе 1200 сомов. Если ваш дом полностью разрушен или сгорел, то в селе вы получите от ОАО «Государственная страховая организация» 500 тысяч сомов, а в городе – 1 миллион сомов.

9. Как защититься от финансовых мошенников?

Финансово грамотный человек, зная роли, функции и задачи основных финансовых институтов, Национального банка, финансово-кредитных учреждений и государственных органов может легко защититься от посягательств мошенников на свои сбережения.

Целями мошенников является получение информации о вашей банковской карте, пин-коде, CVV-коде, смс-пароле для дальнейшего списания денег. Для получения вашей персональной информации мошенниками могут использоваться различные пути – звонки от лже-сотрудников Национального банка, коммерческих банков, государственных и правоохранительных органов. Чтобы узнать смс-пароль для входа в ваш электронный кошелек они могут позвонить по видео-звонку и попросить включить демонстрацию вашего экрана, тем самым заполучив заветный пароль. Далее они могут перевести имеющиеся средства, либо оформить онлайн-кредит и вывести деньги.

Кроме того, мошенники рассылают различные ссылки (в том числе вредоносные) для сбора нужной информации под видом голосования за ребенка, участвующего в детском конкурсе, либо легкого заработка или выигрыша денег / финансовой помощи.

Для защиты от финансовых мошенников соблюдайте следующие правила:

  • Не передавайте и не сообщайте пароль от банковской карты/электронного кошелька никому, в том числе родственникам, сотрудникам банка, правоохранительным органам, коллегам;
  • Не передавайте данные с обратной стороны банковской карты, так называемый CVV-код;
  • Не обращайтесь к посторонним людям за помощью при снятии денег в банкомате;
  • Просматривайте уведомления от банка и оператора системы электронных денег, следите за состоянием вашего счета;
  • Не переходите по сомнительным ссылкам;
  • При телефонном звонке не поддавайтесь эмоциям, уточняйте детали.

Более подробная информация в разделе «Финансовая безопасность и страхование»: https://www.finsabat.kg/financial-security/financial-security-articles

10. Что делать, если потерял платежную карту?

Если вы потеряли карту, нужно немедленно сообщить об этом банку, выпустившему карту, чтобы приостановить ее действие. В этом случае, любые операции по карте будут заблокированы, и никто не сможет воспользоваться и злоупотребить неприятной для вас ситуацией. В случае утраты/хищения карты или порчи карты, необходимо срочно связаться по телефону с банком и написать заявление. Только с момента подачи письменного заявления ответственность за сохранность ваших денег на карте несет банк, если иное не было предусмотрено в договоре.

11. Что делать, чтобы защитить свои права?

Перед подписанием внимательно изучить документы, согласно которым предоставляются услуги финансово-кредитным учреждением: кредитные договора, депозитные договора, договора открытия банковского счета, т.е. сравнить права и обязательства клиента и ФКО. В случае выявления факта нарушения прав клиента незамедлительно сообщить об этом в ФКО. Если ответ ФКО вас не устраивает, то вы можете обратиться в Национальный банк.