Инфляция – это рост цен на товары и услуги в стране, которыми мы пользуемся каждый день. К таким видам товаров и услуг можно отнести: продукты питания, одежду и обувь, бензин и дизельное топливо, услуги транспорта, связи, парикмахеров, врачей, коммунальные услуги. Набор всех этих товаров и услуг называется потребительской корзиной.
Набор конкретных товаров и услуг в потребительской корзине определяется путем опроса населения в разных частях нашей страны: от Бишкека до самых отдаленных сел. Цель этого опроса понять, сколько хлеба, мяса, масла, одежды, электричества и других видов товаров и услуг покупает и потребляет «средний гражданин» нашей страны.
На сегодняшний день в потребительскую корзину входит около 370 видов товаров и услуг, цены на которые отслеживаются каждый месяц:
- продукты питания, которые составляют 45 процентов корзины;
- алкогольные и табачные изделия – 9 процентов;
- непродовольственные товары (одежда, обувь и т.п.) – 29 процентов;
- услуги – 17 процентов.
Поэтому подорожание отдельных товаров, например, картофеля или хлеба – это еще не инфляция. Одновременно с ростом цен на отдельные товары могут снизиться цены на другие товары, а на третьи – остаться неизменными. К примеру, если цена на продовольственные товары выросла на 10%, а цена на все остальные товары снизилась на 10%, то инфляция составит 0%, так как общие цены на все товары и услуги не изменились.
Невысокая инфляция – это нормальное явление для экономики. Если в развитых странах уровень инфляции, как правило, составляет около 2-3 процентов в год, то для такой развивающейся страны как Кыргызстан приемлема инфляция до 5-7 процентов. Главное, чтобы не было резких скачков цен, как это было в Кыргызстане сразу после распада СССР. Тогда в республике ухудшилась экономическая ситуация, сложились высокие темпы инфляции, перерастающей в гиперинфляцию (более 2000 процентов в 1992 году). В таких непростых условиях простым гражданам, конечно же, было почти невозможно делать сбережения, а бизнес, чувствуя неопределенность, не рисковал принимать долгосрочные решения.
Такие обстоятельства сильно тормозят развитие экономики. Поэтому поддержание стабильности цен в стране является важнейшим условием для установления общей макроэкономической стабильности. Сегодня на инфляцию в Кыргызстане влияет ряд факторов:
В условиях рыночной экономики вышеуказанные факторы формируются за счет рыночного спроса и предложения. Государство не может напрямую воздействовать на этот процесс, но сдерживать инфляцию может, используя различные рыночные механизмы и инструменты. Некоторые из них используются в денежно-кредитной политике, которую по закону уполномочен осуществлять Национальный банк Кыргызской Республики. Ему удалось «обуздать» гиперинфляцию 1992 года и к 1994 году, после введения в обращение национальной валюты, снизить показатель инфляции до двузначных цифр (до 62 процентов), к 1996 году – до 35 процентов. В последующие периоды инфляция постепенно снижалась и находилась в пределах заявленных Национальным банком целевых ориентиров.
Важно понимать, что в результате инфляции теряется покупательная способность денег, и за одну и ту же сумму денег мы можем купить все меньше товаров и услуг. Другими словами, инфляция «съедает» наши деньги настолько, насколько возрастает ее показатель. Это нужно учитывать при финансовом планировании и составлении семейного бюджета.
Национальный банк работает над тем, чтобы инфляция в нашей экономике ежегодно не превышала 5-7 процентов. Другими словами, Национальный банк работает над удержанием роста цен на товары и услуги, которые мы покупаем каждый день, не более 5-7 процентов в год.
Очень высокая инфляция – более 7 процентов в год – снижает способность населения покупать товары и услуги.