Одним из положительных последствий мирового финансового кризиса является то, что сейчас защите прав потребителей финансовых услуг уделяется больше внимания. Дискуссии в законодательных органах и центральных банках стран с развитыми финансовыми рынками показывают наличие связи между защитой прав потребителей финансовых услуг и стабильностью финансового сектора.
В нашей стране роль по защите прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг взял на себя Национальный банк Кыргызской Республики. Однако его полномочия на финансовом рынке не безграничны. Национальный банк, хотя и является регулятором и органом надзора для банков и микрофинансовых организаций, в то же время по закону не вправе вмешиваться в нормальные гражданско-правовые отношения между финансово-кредитными организациями и их клиентами. Чтобы люди правильно понимали полномочия центрального банка, необходимо отметить, что он не является для финансово-кредитных организаций вышестоящим органом. Он не вправе давать им указания или распоряжения в пользу конкретных клиентов. Задача регулятора в этой сфере заключается в защите прав потребителей посредством обеспечения предоставления им качественных финансовых услуг, раскрытия информации, осуществления финансово-кредитными организациями надлежащей деловой практики, соблюдения норм законодательства и банковских правил, а также в содействии повышения финансовой грамотности населения.
Вместе с тем, прежде чем защищать или, как говорят в народе, «качать» свои права, следует хорошенько в них разобраться. На самом деле, прав у клиента достаточно, и они зачастую появляются еще до подписания договоров. Пожалуй, одними из самых важных являются права потребителя запрашивать любую публичную информацию относительно финансовой услуги (процентная ставка, сроки предоставления услуги и др.) и заключать договор. Никто не может принуждать потребителя подписывать какой-либо договор с какой-либо финансовой организацией.
Кроме того, финансовая организация по вашему требованию должна ознакомить с уставом, лицензией или другими разрешительными документами, финансовыми отчетами. Это необходимо для того, чтобы определить, законно ли работает организация на рынке.
Ниже для удобства в табличной форме указаны основные права и обязанности клиента финансовой организации.
Вид продукта | Права клиента | Обязанности клиента |
Общие | выбирать финансовую организацию | исполнять и соблюдать подписанный договор |
ознакомиться с учредительными, разрешительными документами и финансовыми отчетами финансовой организации | по запросу финансовой организации предоставлять полную и достоверную информацию, касающуюся финансовой услуги | |
требовать предоставления информации об общих условиях оказания услуги |
||
выбрать язык договора |
||
получить разъяснения по заключаемому договору |
||
заключить договор (за исключением договора обязательного страхования) |
||
получить качественную финансовую услугу | ||
Кредит |
отказаться от получения денежных средств в период после заключения договора и до момента получения клиентом денежных средств |
использовать денежные средства по целевому назначению |
досрочно вернуть полученные денежные средства в любое время без каких-либо штрафных санкций, уведомив об этом за 30 календарных дней |
возвратить полученную сумму денежных средств и выплатить проценты на нее | |
до подписания договора с банком получить на 1-3 дня проект договора со всеми прилагаемыми к нему документами и обратиться за внешней консультацией |
информировать финансовую организацию о любых обстоятельствах, которые могут повлиять на возврат полученной суммы | |
обратиться к банку в последующем с просьбой о пролонгации или реструктуризации долга |
||
Депозит | требовать принять деньги | |
требовать возврата денег в любое время, а также выплаты процентов по нему согласно условиям договора | ||
Страхование | воспользоваться услугами независимого эксперта для оценки размера причиненного вреда имуществу потерпевшего | заключить договор обязательного страхования (например, страхования жилых помещений от пожара и стихийных бедствий) |
ознакомиться с результатами оценки размера причиненного вреда | уведомить страховщика о наступлении страхового случая |