Семейный бюджет
Семейный бюджет
Сбережения
Сбережения
Кредиты и долги
Кредиты и долги
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
О финансах
О финансах
Инвестирование
Инвестирование
Финансовая безопасность и страхование
Финансовая безопасность и страхование
Налоги и отчисления
Налоги и отчисления

Основные права и обязанности потребителя

Защита прав потребителей Опубликовано 01 Марта 2019
Основные права и обязанности потребителя

Одним из положительных по­следствий мирового финансо­вого кризиса является то, что сейчас защите прав потребите­лей финансовых услуг уделяет­ся больше внимания. Дискуссии в законодательных органах и центральных банках стран с развитыми финансовыми рынками показывают наличие связи между защитой прав по­требителей финансовых услуг и стабильностью финансового сектора. 

В нашей стране роль по защите прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг взял на себя Национальный банк Кыргызской Республики. Однако его полномочия на финансовом рынке не безграничны. Национальный банк, хотя и является регулятором и орга­ном надзора для банков и микрофинансовых организаций, в то же время по закону не вправе вмешиваться в нормаль­ные гражданско-правовые от­ношения между финансово-кредитными организациями и их клиентами. Чтобы люди правильно понима­ли полномочия центрального банка, необходимо отметить, что он не является для финансово-кредитных организаций вышестоящим органом. Он не вправе давать им указания или распоряжения в пользу конкрет­ных клиентов. Задача регулятора в этой сфере заклю­чается в защите прав потребителей посредством обеспечения предоставления им качествен­ных финансовых услуг, раскры­тия информации, осуществле­ния финансово-кредитными организациями надлежащей деловой практики, соблюдения норм законодательства и банковских правил, а также в содействии по­вышения финансовой грамотно­сти населения.

Вместе с тем, прежде чем защищать или, как говорят в народе, «качать» свои права, следует хорошенько в них разобраться. На самом деле, прав у клиента достаточно, и они зачастую появляются еще до подписания договоров. Пожалуй, одними из самых важных являются права потребителя запрашивать любую публичную информацию относительно финансовой услуги (процентная ставка, сроки предоставления услуги и др.) и заключать договор. Никто не может принуждать потребителя подписывать какой-либо договор с какой-либо финансовой организацией. 

Кроме того, финансовая организация по вашему требованию должна ознакомить с уставом, лицензией или другими разрешительными документами, финансовыми отчетами. Это необходимо для того, чтобы определить, законно ли работает организация на рынке.

Ниже для удобства в табличной форме указаны основные права и обязанности клиента финансовой организации.

Вид продукта Права клиента Обязанности клиента
Общие выбирать финансовую организацию исполнять и соблюдать подписанный договор
ознакомиться с учредительными, разрешительными документами и финансовыми отчетами финансовой организации по запросу финансовой организации предоставлять полную и достоверную информацию, касающуюся финансовой услуги

требовать предоставления информации об общих условиях оказания услуги

 

выбрать язык договора

получить разъяснения по заключаемому договору

заключить договор (за исключением договора обязательного страхования)

получить качественную финансовую услугу

Кредит

(открыть памятку заемщика)

отказаться от получения денежных средств в период после заключения договора и до момента получения клиентом денежных средств

использовать денежные средства по целевому назначению

досрочно вернуть полученные денежные средства в любое время без каких-либо штрафных санкций, уведомив об этом за 30 календарных дней

возвратить полученную сумму денежных средств и выплатить проценты на нее

до подписания договора с банком получить на 1-3 дня проект договора со всеми прилагаемыми к нему документами и обратиться за внешней консультацией

информировать финансовую организацию о любых обстоятельствах, которые могут повлиять на возврат полученной суммы

обратиться к банку в последующем с просьбой о пролонгации или реструктуризации долга

 
Депозит требовать принять деньги  
требовать возврата денег в любое время, а также выплаты процентов по нему согласно условиям договора
Страхование воспользоваться услугами независимого эксперта для оценки размера причиненного вреда имуществу потерпевшего заключить договор обязательного страхования (например, страхования жилых помещений от пожара и стихийных бедствий)
ознакомиться с результатами оценки размера причиненного вреда уведомить страховщика о наступлении страхового случая

 

Играть
Пауза
Защита прав потребителей (эфир программы Нацбанк сообщает от 04.05.16)
Основные права потребителей финансовых услуг
Основные права потребителей финансовых услуг
Продолжительность: 1:07
Права заемщиков (Капитал)
Права заемщиков (Капитал)
Продолжительность: 3:30
← К списку статей

Читайте также

Семейный бюджет в мобильных приложениях. Часть 1

Семейный бюджет в мобильных приложениях. Часть 1

ОАО «Гарантийный фонд»  в связи с распространением вируса COVID-19 заключил соглашения с четырьмя банками республики.

ОАО «Гарантийный фонд» в связи с распространением вируса COVID-19 заключил соглашения с четырьмя банками республики.

Антикризисные меры  Национального банка КР

Антикризисные меры Национального банка КР

25 декабря состоялось заседание Координационного совета   по реализации Программы повышения финансовой грамотности населения   Кыргызской Республики на 2016-2020 годы

25 декабря состоялось заседание Координационного совета по реализации Программы повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы